Заполнить анкету
Наши мероприятия
Как вернуть покупателей после закрытия ресторана Роспотребнадзором
05.06.2019

Зачем нанимать юриста для заключения договора аренды, почему заведение на фудкорте выгоднее стрит-ритейла, как соседство с Макдональдс и Бургер Кингом превратить в преимущество – рассказал франчайзи Subway Андрей Чемакин. Первый ресторан открыл в 27 лет, сейчас он владелец 4-х заведений в Архангельске, одно из которых заработало в 2018 году.

Многие предприниматели боятся вкладывать деньги в новый бизнес, в том числе и во франчайзинговую модель. Считают, ситуация нестабильна, не хотят рисковать, хотят получить стопроцентные гарантии, что бизнес будет прибыльным. Но вы открываете новые точки.

В любом случае бизнес – это риск, по франшизе он открыт или нет – неважно. Не рискованно только ничем не заниматься. Мотивирует наша уверенность в бренде Subway. В этом бизнесе у нас уже есть опыт: мы на рынке 7 лет, с 2012 года, и знаем, чего ожидать от ресторана Subway, каких финансовых показателей. Например, открывается новый торговый центр в Архангельске, появляется интересная площадка, мы ее обязательно рассматриваем. И, если нас все устраивает, конечно, мы там открываемся. Мотивирует уникальное новое место.

В 2018 году вы открыли новый ресторан Subway, в 2017 – ни одного. Почему именно 2018 стал для вас успешным?

Все очень просто. В 2018 году в Архангельске открылся новый ТЦ. Мы рассматриваем варианты каждый год, к нам обращаются, предлагают площадки. В 2018 году мы долго работали над заключением договора аренды – до 4 месяцев. Я нанимал юриста, который специализируется на этих вопросах. Сейчас у всех ТЦ договоры на 90 с лишним страниц, и самому их очень трудно анализировать, поэтому лучше нанять специалиста. Юрист окупился нам еще до открытия ресторана, сбросив некоторые изначально включенные в договор комиссии.

С арендодателями надо торговаться. Например, был момент, когда мы взяли паузу в 1,5 месяца и просто «продавливали» ТЦ по аренде, потому что изначальные их условия нас не устраивали, мы ждали. В итоге они вышли на связь и согласились на наши условия. До заключения договора нужно рассмотреть худший вариант и предусмотреть возможность выхода из договорных отношений. Бывают такие условия, что ты даже не можешь расторгнуть договор со стороны арендатора, так как это не прописано. До момента заключения сделки арендодатели «облизывают» арендатора, стараются казаться красивыми, все показывают, рассказывают, а после – вся «доброта» заканчивается. Вот договор аренды – все отношения прописаны в нем.

Как вы принимаете решение об открытии нового ресторана?

Сначала мы смотрим локации – строящийся ТЦ, существующий ТЦ и стрит-ритейл. Хотя в данный момент стрит-ритейл не берем, потому что мы живем на Севере, в Архангельске, и здесь, на мой взгляд, важную роль играет климат – люди привыкли прятаться от холода в ТЦ. Если рассматривать новый ТЦ, то нужно анализировать, где он находится, какой автомобильный и пешеходный трафики, этажность и площадь, арендаторы на всех этажах, операторы на фудкорте. Если все это нравится, согласовываем условия аренды. Сначала все ТЦ предлагают неадекватную, завышенную стоимость, поэтому процесс переговоров очень долгий.

Удается договориться?

Да. Сейчас очень интересная экономическая ситуация – нестабильная, слабые игроки уходят, а сильные остаются. Subway – сильный, поэтому всегда можно торговаться и обсуждать разные условия. С существующими ТЦ все просто: пришел, посмотрел в разное время: по будням, с утра, днем, вечером, по выходным, - проанализировал по чекам, и можно принимать более взвешенное решение. Если строящийся ТЦ – это неизвестность, то в существующем торговом центре относительно все понятно.

У вас все рестораны на фудкорте. Почему вы выбираете именно этот формат?

Первый ресторан мы открыли на фудкорте, и все пошло шикарно. Выручки отличные, очередь до эскалатора, другие операторы – не слишком сильные конкуренты. На этой волне мы подумали, что, открыв ресторан в стрит-ритейле в центре города на хорошем трафике, все будет в разы лучше. Открылись, рискнули, но результаты расстроили – выручки маленькие. Может, не до конца все просчитали, или потому что не было автомобильного трафика, а только большой пешеходный; возможно, специфика самого места. Мы не смогли платить по кредитам. Кто такие коллекторы и судебные приставы – я знаю не понаслышке. Но мы с этим справились и пошли дальше. Правда, в стрит-ритейле разочаровались и решили придерживаться формата фудкорт – затраты ниже: не нужно тратиться на мебель, большое помещение, поддерживать ремонт, убирать зал, туалеты. И, конечно, стрит-ритейл требует больше затрат на маркетинг.

Один из самых серьезных вопросов при покупке франшизы – это инвестиции. Есть желание, опыт, но нет денег. По сравнению с другими франшизами быстрого питания Subway дешевле, но все-таки нужно иметь эти деньги, чтобы начать бизнес. Как вы решали вопрос с начальными инвестициями?

Вопрос с инвестициями всегда очень интересен. Тут главное поставить цель – найти деньги. На первый ресторан мы брали кредиты, а потом с возрастом появляются знакомые, друзья, родственники – можно взять в долг под адекватный процент. Когда ты уже давно работаешь в бизнесе, люди видят, как у тебя идут дела, что все хорошо, и доверяют тебе. Деньги притягивают деньги.

Почему вы выбрали франчайзинг и почему именно Subway?

Первый раз мы с компаньоном познакомились с Subway в 2011 году – арендодатель в одном ТЦ, с которым мы тогда работали, сказал, что они запускают новый торговый центр и предлагают нам открыть ресторан Subway. Мы узнали подробнее про франшизу и решили, что хотим попробовать.

То есть изначально это было желание самого комплекса видеть у себя на площадке ресторан Subway?

Получается, что да. Также буквально за месяц до предложения арендодателя мы с женой летали в отпуск и в Домодедово ели в Subway. Название бренда отложилось в памяти, и, вероятно, это тоже повлияло на наше решение. Можно сказать, что первое столкновение было случайным. Судьба свела нас с Subway. Что касается самой франшизы, мы убедились, что она стабильная и качественная. Потому что на рынке всегда существовало много франшиз-однодневок, и франшиз, которые не предлагают поддержки. В отличие от других франшиз, Subway помогает и маркетинговыми материалами, и операционной поддержкой. Нам нравится Subway, потому что это большая история, мировой опыт. Много новых интересных знаний и очень серьезная, качественная поддержка как в начале, так и в течение работы ресторана.

Многие предприниматели ведут сразу несколько бизнесов. У вас есть такой опыт?

Я уже занимался разными бизнесами: терминалы по приему платежей, точки по продажам молочно-кислородных коктейлей, авто-аксессуары. Но дело в том, что несколько бизнесов трудно совмещать, приходится распыляться и, по-моему, лучше заниматься чем-то одним, но качественно и серьезно. Возможно, в дальнейшем, если будет такая возможность, займусь арендой жилой или коммерческой недвижимости, этот бизнес не требует так много времени и внимания.

Думали ли вы открыть ресторан Subway в другом городе?

Рядом с Архангельском есть город Северодвинск, в 2015-16 годах мы думали там открываться. Там единственный подходящий ТЦ, писали его руководству много писем, смотрели прочие локации по городу, но потом решили, что «распыляться» на два города все-таки тяжело. Сейчас в Северодвинске уже открылся ресторан Subway.

Вы открываетесь там, где есть KFC, Burger King, McDonalds. Что подобная конкуренция дает бизнесу?

Большая тройка тратит много денег на маркетинг и привлекает к себе покупателей, то есть можно сидеть рядом с ними, и к тебе все равно кто-то придет. Мы работаем на фудкорте вместе с Макдональдс и Бургер Кингом и чувствуем себя абсолютно комфортно. Есть еще один ТЦ, где есть все три оператора, мы планируем туда тоже когда-нибудь попасть. В этой конкуренции многое зависит от силы бренда Subway в самом городе: как давно бренд на рынке, как люди к нему привыкли. Мы работаем с 2012 года, прошло уже 7 лет, люди приходят к нам снова и снова, они знают наш продукт, Subway – часть их жизни. Люди в большинстве достаточно консервативны, и то, что они уже когда-то пробовали и им понравилось, они с удовольствием берут снова. Считаю, бренд Subway чувствует себя в Архангельске уверено, поэтому конкурировать здесь с KFC, Burger King, McDonalds можно и нужно.

Что вы делаете для того, чтобы увеличить продажи в своих ресторанах?

Самое первое и самое важное, даже еще в кризисные 2014-16 годы, когда не было денег на маркетинг, – это качественные обслуживание и продукт. Это столпы и основа. Если ты этого не делаешь, то ничего не поможет: ни проходное место, ни маркетинг. Если качество на хорошем уровне, дальше можно что-то развивать. Что мы делаем дополнительно? Стараемся поднимать продажи допов, проводим акции, делаем спецпредложения (комбо-хит, счастливые часы), устраиваем мастер-классы, раздаем листовки, работаем с персоналом по повышению среднего чека. Но, честно, на фудкорте ты – заложник ТЦ, если у комплекса проходимость есть – народ к тебе пойдет, а если нет – будет тяжело. Но все равно на маркетинг тратить нужно, заявлять о себе, о новых акциях. Мы постоянно мониторим цены у конкурентов на фудкорте: это не сложно, не требует много времени.

Вы проходили обучение на курсах для франчайзи в Санкт-Петербурге. Что вам это дало?

Я проходил обучение в 2018 году, хотя в системе с 2012. В 2012 году ездил мой компаньон. Курсы помогают лучше понять работу самого ресторана, разобраться в документации, это новое общение, обмен опытом с другими обучающимися – региональные консультанты, другие франчайзи. Это заряд эмоций и самое полезное – это практика в других ресторанах. Очень понравилось, как в Петербурге легко продают допы.

Довольны ли вы обратной связью от франчайзера и как вам помогает региональный консультант?

Вообще проверки и контроль региональных консультантов – один из основных и самых важных моментов во франшизе Subway. Это то, за что мы фактически платим деньги. Консультант помогает не только открыть ресторан, он и дальше постоянно поддерживает наш бизнес. Региональный консультант часто помогает увидеть то, что ты не замечаешь в суете будней, вовремя подскажет по документам, по анализу продаж.

Есть мнение: если вы предприниматель и не делали ошибок, значит, вы не предприниматель. У каждого бизнесмена есть история провала, после которой он пошел дальше. Расскажите свою.

В феврале 2012 мы открыли первый ресторан Subway, у нас были большие выручки, высокая проходимость, и внезапно в мае 2012 года нас закрыл Роспотребнадзор на 25 суток. Пожаловалась покупательница: она брала мини-саб с тунцом и Pepsi, сказала, что отравилась. Мы не были тогда готовы к таким жалобам, не знали, как реагировать. Молодые, зеленые, не смогли качественно ответить, и нас закрыли. Это было вообще одно из первых закрытий в Архангельске Роспотребнадзором. Про нас написали в прессе, история получила широкий резонанс – это усложнило ситуацию. Когда мы заново открылись, еще где-то на полгода количество покупателей значительно снизилось. Но постепенно мы справились, сделали работу над ошибками и через качественное обслуживание и постоянный производственный контроль стали возвращать покупателей, заново завоевали их доверие. Сейчас у нас в Архангельске 4 ресторана Subway.

Было желание все бросить?

А зачем бросать? Чем тогда заниматься? Есть бизнес, он работает, приносит доход. В этом бизнесе у нас уже есть опыт. Да, плохо просчитали риски, затраты на ремонт, думали, что будет дешевле. Но меня всегда поддерживали моя семья, друзья. Еще важно отдыхать и переключаться. Иногда можно и сериалы посмотреть, чтоб отвлечься. Надо разгрузить мозг, по-новому взглянуть на ситуацию и с новой энергией и силой браться заново и делать. Главное – не останавливаться и действовать. Это как с тренировками: сначала через силу, а потом привыкаешь, начинаешь просто делать, и все постепенно получается.

Что для вас ключевое в бизнесе?

У любого бизнеса есть цель и миссия. Цель – это, конечно, получение прибыли. Если бизнес – это основной источник доходов, это обязательно. Нужно на что-то питаться и содержать семью. А миссия… Звучит банально, но хочется делать мир лучше. Мне нравится предлагать свежий, качественный продукт, видеть, что он пользуется спросом, наблюдать за людьми, которые приходят в Subway не только за сэндвичами, а именно за атмосферой, чтобы увидеть весь процесс приготовления, посмотреть, как любимый саб создается у них на глазах. А потом смотреть, как люди садятся за стол, шуршат упаковкой и наслаждаются сэндвичем. Люблю делать то, что нравится людям.

Что такое успех для вас?

Успех – это умение извлекать опыт, уроки из своих ошибок и двигаться вперед, несмотря ни на что. Успех неотделим от неудачи. Это как добро и зло: невозможно одно без другого. И конечно, важная составляющая успеха – делать то, что тебе нравится. Просыпаться каждый день и хотеть прожить этот день полноценно, чтобы тебя окружали люди, которым ты небезразличен и которых тебе хотелось бы радовать.

Вы чувствуете себя успешным?

В какие-то моменты да, в какие-то – не таким успешным, но есть к чему стремиться. Обычно все связывают успех с деньгами, но деньги, несмотря на то, что какой-то минимум, конечно, необходим, – это не самое важное. 

О чем мечтаете в 2019 году?

Есть такая поговорка «Если хочешь, чтобы твои планы не сбылись – расскажи о них». Есть определённые задумки, которые хочется реализовать. А в целом – это планы по оптимизации работы каждого ресторана, разумная экономия на расходах и увеличение продаж. Есть ли в планах открыть новый ресторан Subway? Это зависит от новой локации. Если откроется новый ТЦ, если какая-то площадка предложит нам открыть у них ресторан Subway, мы, конечно, рассмотрим и подумаем. Почему нет?

Андрей Чемакин через 5-7 лет – какой он?

Кажется, что 5-7 лет – это еще так далеко. Хотелось бы видеть себя еще успешнее и более финансово независимым, чтобы было больше ресторанов Subway, больше свободного времени для путешествий, отдыха и просто наслаждения жизнью.

Изучите брошюру для ознакомления с франшизой №1 в мире
Читайте также