Заполнить анкету
Наши мероприятия
Subway— понятная история для инвесторов
16.08.2019

Максим Пантелеев — серийный предприниматель из Эстонии. Последние 10 лет он с партнерами развивает бизнесы в разных отраслях и странах. Зачем франшиза человеку с таким опытом, почему именно Subway? Что из прежних наработок пригодилось при открытии ресторана, а в чем помогли управляющая компания и курс франчайзи? Предлагаем вашему вниманию полезное интервью с бизнесменом, открывающим Subway в Кингисеппе.

Максим, Вы из Эстонии, занимаетесь бизнесом также в России. Возможно, еще где-то?

Да, все верно. Я из Нарвы. В Эстонии у нас такси и каршеринг электромобилей. Сейчас запускаем такси на Кипре. В России у нас мебельный бизнес и мы оказываем услуги по международной логистике. Много разных направлений, всего по чуть-чуть. 

Вы работали по найму?

Устроиться и работать на кого-то у меня не получалось. Интересно что-то делать самому. Было много попыток собственного бизнеса. Сначала больше для забавы, а с 2008 года активно и серьезно.

Что изменилось?

В 2008 году на отдыхе я познакомился с одним человеком. Узнал, как в Питере занимаются госпоставками, и получил предложение попробовать. Недолго думая, мы организовали российскую компанию, пошли участвовать в «госы». Сначала поставляли компьютерную технику, потому что в Эстонии на тот момент я занимался ремонтом и обслуживанием компьютеров. И эта тема была мне понятней. Потом переключились на мебель. Стали появляться контакты, и мы перешли к модели b2b. Это нам показалось финансово интереснее, потому что в госконтрактах все строго прописано. А «бизнес ту бизнес» — это договоренности, есть куда двигаться и развиваться.

Вы работаете с партнерами?

Партнер у меня по этой жизни один — моя супруга. Она с 2008 года мой партнер во всех бизнесах, что бы я ни делал. Даже там, где у меня физически и юридически другой соучредитель — она все равно тоже мой полноценный партнер. 

Такое семейное партнерство не мешает вашим отношениям с другими учредителями?

Нет, не мешает. Но так как мы оба вовлечены в процессы, у нас остается немного свободного времени, которое мы стараемся потратить на детей.

Надежный партнер, разнообразный и успешный опыт предпринимательства. Почему Вы решили открыть Subway? Часто думают, что франшизы для начинающих.

Кафе — моя мечта из детства. Почему-то всегда хотелось свое заведение. В детстве я не очень любил ходить в какие-то кафе и питался исключительно дома, маминой едой. При этом, может даже из-за этого, всегда хотелось иметь свое заведение. Где будет как дома — уютно, комфортно. 

Неоднократно рассматривал варианты, как открыть свой ресторан. Ездил учиться к достаточно знаменитым и успешным рестораторам. Но всегда останавливало то, что идти в какую-то свою историю без опыта, чтобы она стала успешной… Для своей истории нужна идея, а ее пока нет.

Рынок стал жестче?

Да. Еще недавно рынок принимал почти любой бред. Хватало напора, чтобы чего-то сделать, «раскрутить». Сейчас рыночные условия совсем другие — все поджались, всё считают. Нельзя надеяться, что ты чего-то сделаешь и сразу «зайдет» людям, понравится, будут пользоваться. Это, по меньшей мере, глупо. 

И Вы обратили внимание на франшизы. Почему именно Subway?

К Subway мы присматривались уже давно, потому что вход в бизнес достаточно недорогой и его можно себе позволить. Даже если на запуск нет своих средств, то можно попробовать привлечь инвестора. Представители Subway открыто делятся необходимой информацией и расчетами: расходная-доходная часть, как складывается прибыль, как она делится, какой срок возврата инвестиций. Поэтому был выбран Subway.

Сначала хотели делать его в Эстонии, потому что я живу там постоянно. Присматривались, общались. Нашли помещение. Уже открыли фирму для ресторана. И тут произошел ребрендинг. Первоначально нас ориентировали примерно на 100 тысяч евро инвестиций. Но для открытия Subway Fresh Forward нам представили смету в 200 тысяч евро. Увеличение суммы на старте в два раза для нас стало неприемлемым.

Речь, напомню, об эстонском Subway.

Да, в Эстонии. Там и модель работает немножко по-другому. Сначала ты должен купить франшизу, а потом тебе все рассказывают. Но настоящие предприниматели никогда не сдаются. Мы начали смотреть соседние локации, где еще можно открыться. Как уже говорил, был бизнес в России. И параллельно общались с российской управляющей компанией Subway. Решили приглядеться к городу Кингисепп.

Почему именно там?

В Кингисеппе не было ни одного ресторана Subway. Уже есть конкуренты: McDonald’s, KFC. Можно зайти кем-то новым и, наверное, последним. Вряд ли кто-то еще появится. Ну, может Burger King, разве что. Мне кажется, что мы останемся в числе лидеров.

Мы смотрим на еще одну локацию, другой неоткрытый город — Сосновый Бор. Если в Кингисеппе все получится, думаю, мы пойдем дальше. Может быть, через год.

Сколько времени прошло от мысли о покупке ресторана по франшизе до подготовки к открытию?

С подготовительным этапом, с первых расчетов — два года. Сейчас очевидно, что я не понимал, сколько активного вовлечения потребуется. Думал, все займет 3-4 месяца. 

Помимо ребрендинга в Эстонии были еще какие-то сложности?

Российский Subway помог с локацией в Кингисеппе — показали один только что открывшийся торговый центр. Мы пообщались с владельцем ТЦ, место понравилось. Но цена сразу не устроила, по аренде торговались.

Сейчас, пообщавшись с другими франчайзи, понимаю, что цена изначально у нас была даже ниже, чем у них сейчас. Но мы ее продавили еще вниз, достаточно существенно. Над понижением ставки классно сработала идея опять же от представителя Subway. Модель такая: если оборот ресторана ниже определенного уровня, мы платим фиксированную аренду. Если выше, то платим процент с этого оборота. Мне модель очень понравилась. Арендодателю тоже. Будем каждый месяц смотреть, что больше. Это всем выгодно. 

Вы нанимали юриста?

У нас достаточно большой опыт заключения договоров. И в управляющей компании поддержали. Сказали, на что обратить внимание, что подкорректировать. Мы прислушались. 

Довольны локацией?

Вполне. У нас первый этаж. Два входа: отдельный и с торгового центра. Полноценный ресторан на 48 посадочных мест. 

Все отмечают красоту здания. Оно современное, выделяется из архитектуры города. Крыша в виде стелы, потолок разного уровня — начинается с 5 метров, выходит почти на 7, то есть идет по такой диагонали. Единственный минус: нет фасадных окон, витрины. Зато очень красивая стеклянная входная группа, под самую крышу — все 7 метров. И она светится к нам в зал. 

Какое у Вас впечатление от курса франчайзи?

Для меня в основном полезными оказались внутренние стандарты Subway, потому что это специфика работы ресторана. По маркетингу и общим темам я все уже хорошо знаю по собственной деятельности. 

Практика в ресторане понравилась. Теперь знаю, на что точно нужно обратить внимание — это удержание всех стандартов, они должны быть в норме. По параметрам, качеству, выпеканию хлеба и т.д. Для себя я понял, что самое главное в работе ресторана это четкое соблюдение стандартов. Это главный фактор успеха.

Как серийный предприниматель с большим опытом, посоветуете чего-то коллегам по бизнесу?

Для меня успех — это однозначно достижение своих целей. Если закрываешь цель, ты успешен. Если ленишься — надо дать себе хорошего пинка, чтобы начать действовать. Мы меняли достаточно много бизнесов. Не все шли успешно. Например, я запускал цех по обработке металла и порошковой покраске. Написал проект, получил европейское финансирование. Запустили этот цех, но я просчитался. Год отработали, с трудом вышли в ноль. Отчитались по деньгам, и закрыли. 

Здесь есть такая очень хорошая вещь: одно вытаскивает другое. Прогнозы по металлообработке не сбылись, тот проект провалился. Но контакты, которые появились в связи с работой цеха, привели к дальнейшему развитию. Мы тогда переключились на мебель, и она «выстрелила». 

Просто нужно что-то делать. Одно выводит на другое, помогает пройти дальше. Мы торопимся, не спеша.

Изучите брошюру для ознакомления с франшизой №1 в мире
Читайте также